Изменения в системе сильных и слабых глаголов в среднеанглийский период. 2 основные группы, на которые делились глаголы в древнеанглийском (сильные и слабые) сохранились, но они претерпели значительные изменения вследствие действия определенных фонетических законов и аналогий. Общая тенденция в развитии глаголов: унификация классов глаголов и упрощение парадигм спряжения Сильные глаголы. В среднеанглийский период чередование гласных в формах глагола (аблаут) стало менее последовательным и регулярным. OE II ceosan (inf)-ceas (past sing)-curon(past pl)- coren (part 2 u вытесняется o) ME chesen-chees-chosen-chosen Уже не обнаруживаются следы ротацизма В результате границы между классами стали менее отчетливыми, например глаголы, ранее принадлежавшие к 5 классу, стали образовывать participle 2 как глаголы 4 класса. OE IV stelan-stæl-stælon-stolen OE V sprecan-spræc-spræcon-sprecen ME speken-spat-speken-spoken При переходе к ранненовоанглийскому наблюдается утрата одной из форм прошедшего времени. Новые формы могли развиваться из форм ед и мн.ч. OE I rīsan-rās-rison-risen ME risen-ros-rosen-risen
OE II ceosan-cēas-curon-curen ME chesen-chees-chosen-chosen
Слабые глаголы. Слабые глаголы в ME обнаруживают заметную тенденцию к системности и регулярности. Вследствие редукции гласных в неударных слогах:
OE I dēman>ME demen (судить) OE I gretan>greten (приветствовать) OE II lufian>loven OE II Macian>maken OE III habban>haven (Past hæfde) OE III libban>liven (Past lifde)
OE cepan-cepte-cept ME kepen-kepte(зачеркнуть)-kept Class I demen-demde-demed Class II OE lufian-lufode-lufod ME loven-lovede(зачеркнуть) – loved (редукция глас в неуд позиции) Аффиксальный способ формообразования используют почти все заимствованные глаголы и новые глаголы, появившиеся в среднеанглийский и ранненовоанглийский периоды. В частности из скандинавских заимствований want, call, guess или из французских заимствований possess, punish, regret, count и др. Реорганизация прежнего деления на классы сильных и слабых глаголов. В ME количество сильных глаголов значительно сократилось, т.к некоторые полностью вышли из употребления, а многие другие стали образовывать основные формы по слабому типу, т.е. путем суффиксации, иногда в сочетании с чередованием гласных. OE I grīpan>ME gripe OE II būзan>bow OE III helpan, climban>ME help, climb OE VI bacan>Bake OE VII slæpan, wepan (плакать)> sleep, weep
Из 195 среднеанглийских сильных глаголов около 130 позднее перешли в слабый тип, а остальные продолжали употребляться как сильные. Однако в современном английском группа неправильных глаголов включает не только бывшие сильные глаголы. Доказано, что около 100 неправильных глаголов происходили в эту эпоху из других источников: несколько глаголов было заимствовано из других языков (скандинавские – take, thrive-throve-thriven процветать; get; французские strive-strove-striven - стремиться) Некоторые исконно слабые глаголы присоединялись к классу неправильных глаголов, например: a) Слабые глаголы I класса OE werian, NE wear b) Так называемые неправильные глаголы I класса, имевшие чередование в основных формах OE tellan-tealde-tealde-teald NE tellen-tālde>told-told OE tæcan>tānte-tānt NE techen-taughte-taught c) Глаголы 1 класса, подобные settan (напр put) – редукция окончаний OE settan-sette-set (глас редуцируется в неударной позиции) NE setten-set (te)-set (неударный слог отпадает puten-pute-put) d) Глаголы 1 класса типа cepan держать OE cēpan-cēpte-cēpt ME kepen-kĕpte-kĕpt – слабые глаг с сокращ гласной В Форме прошедшего времени Причастия II вследствие сокращения корневого гласного перед двумя согласными возникло чередование гласных. В среднеанглийском стало 2 класса слабых глаголов: greten-grete-grete; maken-makede-maked (отличались наличием вставного e)
|